Сергей Холодилов ([info]fat_crocodile) wrote,
@ 2009-06-30 13:09:00
Previous Entry  Add to memories!  Tell a Friend  Next Entry
Задачка
Други! Особенно гуманитарии :) Но и остальные тоже. У меня к вам просьба. Пожалуйста, попробуйте решить задачку.

Осенью цена на морковь снизилась на 10% по сравнению с летом. На сколько процентов больше нужно продать морковки осенью, чтобы выручка от её продажи увеличилась на 8% по сравнению с летом?

Это из ЕГЭ по математике этого года, задача B9 одного из вариантов (вариант 1 по ссылке). Задачка хороша тем, что формулировка не содержит непонятных слов, и для решения не требуется никакой особой техники: знать, что такое 'процент' и немного подумать.

При этом, по статистике, на ЕГЭ задачу B9 решило менее 0,1% детей. Собственно, интересно посмотреть, кто из взрослых без высшего математического-технического сможет решить. Но и те, кто с высшим математико-техническим тоже могут написать, мне будет приятно :)

Комменты скринятся. Если есть идеи, но до конца не довести -- напишите идеи, в конце концов на экзамене её можно хоть час мучать. Если и идей нет -- напишите что ничего не получается, это бывает, у 99,9% школьников не получилось.

Upd: Поступило предположение, что формулировка была слишком пугающа :) Исправил, как мог.

На данный момент имеем 14 правильных ответов и одну в целом правильную, но почему-то отвергнутую автором идею.

Upd2:
К концу:
-- ответов 25
-- недоделанная идея одна.
-- гуманитарии среди отвечающих есть, хотя и немного. Остальные, наверное, всё же не решились :)

Всем спасибо!



Page 1 of 2
<<[1] [2] >>

(60 comments) - (Post a new comment)


[info]kodt_rsdn
2009-06-30 09:30 am UTC (link)
А что, на ЕГЭ нельзя пользоваться бумажкой, чтоб уравнение записать?
Вообще, запись уравнения (щас попробовал) только больше запутывает.
Поэтому отстранился от лишних букв и цифр, и пишу чистым потоком сознания:

Цена осенью -10% = *0.9, а выручка осенью +8% = *1.08 за счёт роста объёма продаж.
Объём продаж, следовательно, *1.08/0.9 = *1.2 = +20%.

С процентами - известная провокация, они не складываются, как казалось бы.
Например, -10%+10% = *(1-0.1)*(1+0.1) = 0.99 = -1% а не 0%).
Так что не удивлюсь, что куча детей повелась и дала ответ - комбинации ±10±8 = 2 или 18%.

(Reply to this) (Thread)


[info]fat_crocodile
2009-06-30 11:55 am UTC (link)
На ЕГЭ бумажкой пользоваться можно, конечно.

Уравнения -- ну просто формально связать все имеющиеся величины. Цену, выручку и количество летом и осенью.

Имхо, ничего особо не запутывается.

(Reply to this) (Parent)


[info]cormagh_oreilly
2009-06-30 09:31 am UTC (link)
У меня получилось - на 20%.

I - Income, Q - quantity, P - price.
s - summer, a - autumn

Идея примерно такая - Is = Qs * Ps => Qs = Is / Ps.
Ia = 1.08 * Is, Pa = 0.9 * Ps.

Qa / Qs = .... = 1.08 / 0.9 = 1.2. Т.е. осенью надо продать 120% от летнего количества морковки.

(Reply to this)


[info]kalkadas
2009-06-30 09:31 am UTC (link)
1.08*<Цена(лето)> /(<Цена(лето)>-0.1*<Цена(лето)> = 1.2<Цена(лето)>
На 20%.

(Reply to this)


[info]avis_avis
2009-06-30 09:37 am UTC (link)
C1 - цена осенью
С2 - цена летом
S1 - количество, необходимое продать осенью
S2 - количество, проданное летом
--------------
S1/S2 = x

С1*S1 - осенняя выручка
С2*S2 - летняя выручка

C1 = 0,9*C2
C1*S1 = 1,08*C2*S2 //Делим всё на S2

x*C1 = 1,08*C2
x*0,9*C2 = 1,08*C2 //Делим на C2
x=1,08/0,9 = 1,2

S1 = 1,2*S2 = S2+0,2*S2 = S2+20%

Ответ: надо продать на 20% морковки больше.

(Reply to this)


[info]aa5779
2009-06-30 09:42 am UTC (link)
По-моему, решается в уме. Пусть p - цена летом, n - количество проданной моркови летом. Тогда выручка летом -- pn. Выручка осенью при том же количестве, очевидно, 0.9pn. А нам нужно на 8% больше, т.е. 1.08pn. Делим 1.08 на 0.9, получаем 1.2. Ответ: на 20% процентов. Единственное, чего я не смог сделать в уме -- поделить 1.08 на 0.9 ;)

(Reply to this)


[info]goodsoft
2009-06-30 09:43 am UTC (link)
на 20%, вестимо

(Reply to this)


[info]ravli
2009-06-30 09:56 am UTC (link)
ЦенаОсенью = 0.9 ЦеныЛетом
ВыручкаОсенью = ЦенаОсенью * ОбъемОсенью = ЦенаЛетом * 0.9 * ОбъемЛетом * Х
ВыручкаЛетом = ЦенаЛетом * ОбъемЛетом
ВыручкаОсенью / ВыручкаЛетом = 1.08 = 0.9 * Х
Х = 1.2

откуда ответ = 20%

З.Ы. Технарь, физмат класс. Чисто для статистики :)

(Reply to this)


[info]lazy_frog
2009-06-30 10:01 am UTC (link)
на 20%

(Reply to this)


[info]ran_dom
2009-06-30 10:42 am UTC (link)
N / 100 *(100-10) = 100 + 8
N = 10800 / 90 = 120

(Reply to this)


[info]zelenaya_koshka
2009-06-30 10:43 am UTC (link)
Мне кажется, что нужно тупо поделить изменение выручки на изменение цены. Но число получается отрицательное, так что на подходит :) Больше идей нет.

(Reply to this) (Thread)


[info]fat_crocodile
2009-06-30 11:17 am UTC (link)
Эээ... Почему отрицательное? Идея почти правильная.

Т.е. можно написать формально несколько уравнений, а можно подумать про то, сколько теперь стоит кучка морковки, и сколько кучек надо продать чтобы получить больше...

(Reply to this) (Parent)

(no subject) - [info]avis_avis, 2009-07-01 09:51 am UTC
(no subject) - [info]zelenaya_koshka, 2009-07-01 10:35 am UTC
(no subject) - [info]fat_crocodile, 2009-07-01 10:52 am UTC
(no subject) - [info]zelenaya_koshka, 2009-07-01 10:59 am UTC
(no subject) - [info]fat_crocodile, 2009-07-01 11:22 am UTC
(no subject) - [info]avis_avis, 2009-07-01 11:55 am UTC
(no subject) - [info]fat_crocodile, 2009-07-01 11:58 am UTC
(no subject) - [info]fat_crocodile, 2009-07-01 05:38 pm UTC

[info]zveris_meilus
2009-06-30 10:49 am UTC (link)
Я тупая с высшим техническим, похоже. Явно в этих 99,9%. То есть не то чтобы у меня не было идей... Я не понимаю, почему нельзя просто поделить! В общем, мой ответ 20%, рассказывай, где ошибка :))

(Reply to this)


[info]quallian_leion
2009-06-30 11:04 am UTC (link)
на 20%

(Reply to this) (Thread)


[info]fat_crocodile
2009-06-30 11:27 am UTC (link)
Ответ, конечно, правильный.
А по образованию-сфере деятельности вы кто?
Про остальных ответивших я в курсе.

(Reply to this) (Parent)(Thread)

(no subject) - [info]quallian_leion, 2009-06-30 12:05 pm UTC
;0)
[info]laiska
2009-06-30 11:30 am UTC (link)
У меня получилось 20%.

(Reply to this) (Thread)

Re: ;0)
[info]fat_crocodile
2009-06-30 11:42 am UTC (link)
У тебя всё правильно получилось :)
А ты по образованию переводчик или химик? У меня противоречивые воспоминания на этот счёт.

(Reply to this) (Parent)(Thread)

Re: ;0) - [info]laiska, 2009-06-30 08:17 pm UTC

[info]l_i_d_y_a
2009-06-30 11:48 am UTC (link)
20%

(Reply to this)


[info]arsegorov
2009-06-30 11:57 am UTC (link)
Без бумажки у меня получилось 20%.

(Reply to this)


[info]sanchos_f
2009-06-30 01:19 pm UTC (link)
На 20%.

По мозгам я скорее технарь, а по образованию - недоделанный гуманитарий :о)

Думаю, что большая часть детей писала 18%, а остальные пустились в очень сложные вычисления и в них запутались.

(Reply to this) (Thread)


[info]fat_crocodile
2009-06-30 01:30 pm UTC (link)
Да, я помню, ты на чём-то историческом, кажется, учился? Но у меня такая подборка друзей, что честных гуманитариев почти нет :)

Ну откуда тут сложные вычисления? Сложное получается только если не понимать, что нам дано, что нужно найти... Т.е. если в случайном порядке складывать и умножать. Ну да, решить эту задачу случайной комбинацией действий с цифрами сложно.

(Reply to this) (Parent)(Thread)

(no subject) - [info]sanchos_f, 2009-06-30 01:49 pm UTC
(no subject) - [info]fat_crocodile, 2009-06-30 02:21 pm UTC
(no subject) - [info]sanchos_f, 2009-06-30 05:26 pm UTC
(no subject) - [info]fat_crocodile, 2009-06-30 05:38 pm UTC
(no subject) - [info]sanchos_f, 2009-07-01 03:32 am UTC
Я совсем не гуманитарий
[info]b_meercat
2009-06-30 01:36 pm UTC (link)
На 20%?

(Reply to this) (Thread)

Re: Я совсем не гуманитарий
[info]fat_crocodile
2009-06-30 01:40 pm UTC (link)
А зачем знак вопроса в конце? :)

(Reply to this) (Parent)(Thread)

Re: Я совсем не гуманитарий - [info]b_meercat, 2009-06-30 02:58 pm UTC

[info]mjulka
2009-06-30 01:58 pm UTC (link)
цена летом х, продажи летом у, выручка летом ху
цена осенью 90х/100, продажи осенью у(100+а)/100, продажи осенью (90х/100)*(у(100+а)/100)
а - искомое
составляем уравнение (90х/100)*(у(100+а)/100) = ху(100+8)/100
после решения получаем а = 20
ответ: надо увеличить продажи на 20%
сначала решила неправильно - невнимательно прочитала задание, "стоимость увеличилась на 10%" (или жизненный опыт мешает воспринимать адекватно), посчитала, удивилась, что продажи надо тогда сократить )), и число какое-то неровное получается
вспомнила таблицы, которые нас учили в школе составлять на такие задачи)) цена-количество-стоимость

(Reply to this) (Thread)


[info]fat_crocodile
2009-06-30 02:23 pm UTC (link)
Ура-ура!
Вот и честный гуманитарий!

Да, всё правильно, конечно.

(Reply to this) (Parent)(Thread)

(no subject) - [info]mjulka, 2009-06-30 03:23 pm UTC
(no subject) - [info]fat_crocodile, 2009-06-30 03:30 pm UTC

[info]kurilka
2009-06-30 03:10 pm UTC (link)
0.9 * (1+y) = 1.08
y = 0.2
т.е. 20%
на гуманитария ни разу не тяну :)
сейчас подруге задачку задам (хотя она и не совсем гуманитарий)

(Reply to this)


[info]statzman
2009-06-30 03:36 pm UTC (link)
На 20%?

(Reply to this) (Thread)


[info]fat_crocodile
2009-06-30 03:49 pm UTC (link)
А вы почему-то сомневаетесь? :)

(Reply to this) (Parent)(Thread)

(no subject) - [info]statzman, 2009-06-30 04:13 pm UTC

(Anonymous)
2009-06-30 04:04 pm UTC (link)
20. Чёрт их знает только, хотят ли они видеть после числа знак "%". Скорей всего, нет, но я бы сомневалась.
Не понимаю только, зачем тебе это нужно - объяснишь потом?

Маша

(Reply to this) (Thread)


[info]fat_crocodile
2009-06-30 04:48 pm UTC (link)
Ну, мы не они, нам пофигу.

---

Как зачем -- интересно :)

Костя Ушаков сказал, что "половина студентов матмеха решить не сможет". Ну, тут, в основном не студенты... Да и гуманитариев почти не найти... А те что есть какие-то не полноценные... Не тру-гуманитарии :) У каждого из кармана штанов незримо торчит гаечный ключ.

Но может кто ещё подойдёт.

(Reply to this) (Parent)


[info]0serg
2009-06-30 05:01 pm UTC (link)
Надо продать на 20% больше моркови :)? (1.08/0.9)
(если что - я программист-математик :) )

(Reply to this)


[info]kurilka
2009-06-30 05:31 pm UTC (link)
Подруга тоже решила, она экономист по последнему образованию.

(Reply to this) (Thread)


[info]fat_crocodile
2009-06-30 05:39 pm UTC (link)
Спасибо :)

(Reply to this) (Parent)


[info]new_beatnic
2009-06-30 08:08 pm UTC (link)
20%

(Reply to this)


[info]lazy_frog
2009-06-30 08:45 pm UTC (link)
а комменты так и будут закрыты?

(Reply to this) (Thread)


[info]fat_crocodile
2009-06-30 08:51 pm UTC (link)
Сутки пройдут -- открою....
Только там смотреть не на что. Ответы у всех правильные.

(Reply to this) (Parent)


(60 comments) - (Post a new comment)

Page 1 of 2
<<[1] [2] >>

Create an Account
Forgot your login or password?
Login w/ OpenID
English • Español • Deutsch • Русский…